8 сентября 2013 года исполнится 90 лет со дня рождения выдающегося поэта современности Расула Гамзатова

Сценарий литературно - музыкального вечера "В горах мое сердце"



"В горах моё сердце"
Литературно-музыкальная композиция

Ведущий 1:
Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Не все пересыхают ручейки,
Не все напевы время уничтожит,
И ручейки умножат мощь реки,
И нашу славу песня приумножит.
Ведущий2 :Поэт. Философ. Сын Гамзата Цадаса. Отец Патимат, Заремы и Салихат. Дед четырех внучек. Балагур-рассказчик. Дипломат. Хитрован. Сама наивность. Удачливый, везучий. Обласканный Сталиным. Гаргантюа и Пантагрюэль одновременно. СанчоПанса и Дон-Кихот. Собеседник Шолохова. Друг Твардовского, Фадеева, Симонова. Живой классик. Легенда. Непоседа, объездивший полмира. Проведший часы общения с Фиделем Кастро и Индирой Ганди. Вечный слуга двух самых преданных ему женщин на свете: поэзии и жены Патимат. Коммунист. Автор ста книг.
Народный поэт Дагестана. Лауреат Государственных премий. Лауреат Ленинской премии. Секретарь правления Союза писателей СССР и РСФСР. Депутат Верховного Совета СССР. Член Президиума Верховного Совета СССР. Герой Социалистического Труда...
Ведущий 1:   Расул Гамзатович Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в селении ЦадаХунзахского района Дагестанской АССР, в семье народного поэта Дагестана, лауреата Госпремии СССР, Гамзата Цадасы. Учился в Аранинской средней школе
Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет.
Первые стихи- сплошное подражание отцовским стихам. Знакомые спрашивали: «Что случилось с твоим бедным отцом? Раньше он писал так хорошо, а теперь пишет так плохо»
Лет в 13- 14  его стихи начали печатать в республиканской аварской газете «Большевик гор»
Ведущий 2:   Он вырос в Дагестане, в семье, в которой Ленина изучали по Сталину. Самого Ленина мало изучали. Больше Сталина цитировали. И первое стихотворение он  написал о Сталине; совсем мальчишкой напечатал ту оду. Редактор газеты восклицал в передовой статье, что в горах не будет человека, который это стихотворение не выучит наизусть.
Ведущий 1:Первый сборник стихов Расула Гамзатова «Горячая любовь и жгучая ненависть» вышел на аварском языке в 1943 году. В стихах военных лет Гамзатов воспевал героизм советских людей. В боях Великой Отечественной войны погибли двое его старших братьев…
Ведущий 2:Однажды Расул Гамзатов прочел несколько своих стихотворений, уже переведенных на русский язык, известному лакскому поэту ЭффендиКапиеву, и тот посоветовал ему поехать учиться в Москву.
Через 2 года после этого разговора, держа под мышкой несколько собственных книг, поэму «Дети Краснодона», переведенную на русский язык Ильей Сельвинским, он отправился в столицу – поступать в Литературный институт имени А.М. Горького. Директор института, прочитав его стихи, хотя и видел, что Гамзатов плохо владеет русским языком, а написанный им диктант был таким пестрым от карандашных поправок, что казалось, будто на нем дрались воробьи, все же написал его фамилию среди принятых.
Ведущий 1:«Стихи не пишутся, стихи случаются» — эту поэтическую формулу Андрея Вознесенского любит цитировать Гамзатов. Он исповедует ахматовское:
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
Ведущий 2:  Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР. С тех пор на аварском и русском языках, на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки поэтических, прозаических и публицистических книг, такие как «В горах мое сердце», «Высокие звезды», «Берегите друзей», «Журавли», «У очага» и многие другие.
Ведущий 1:  Иногда говорят, что поэтом его сделали переводчики.Стихи и поэмы Расула Гамзатова переводили на русский язык такие мастера пера, как Владимир Солоухин, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и другие. Сам Расул Гамзатов перевел на аварский язык стихи и поэмы Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко, Блока, Маяковского, Есенина, и многих других.
Ведущий 2: Он всегда писал естественно и человечно, горячо и страстно, самобытно и вдохновенно, жизнеутверждающе и многолико, дерзко и обличительно, смело и гневно. Поэт Роберт Рождественский так сказал о Расуле Гамзатове: «Поэт он огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы. Сердце его мудрое, щедрое, живое. Я видел его во многих выступлениях, где он оставался гражданином, мудрецом, шутником. С врагами он сражался без жалости, бил их мудростью. Поэт он не только дагестанский, но и русский поэт. Его всегда называют в числе любимых поэтов». Поэтому миллионы людей ощущают себя гражданами удивительного и неповторимого мира поэзии и прозы Расула Гамзатова.
Ведущий 1: Я разным был, как время было разным –
Как угол, острым, гладким, как овал…
И все же никогда холодный разум
Огня души моей не затмевал.

Ты прости меня, время безумное,
Что и мне не хватало ума…
За меня чьи-то головы думали,
Мои строчки прессуя в тома.

И шайтанская сила незримая
По бумаге водила порой
Мою руку неисповедимую,
Искривляя прямое перо.
Он не вымарывал из своего творчества страниц, даже если эти страницы были черновыми.
Ведущий 2:  Если пишется, то пишется везде: в вагонном купе и даже на плече покупателя, стоящего перед тобой в очереди магазина. А не пишется, то не помогут ни Михайловское, ни подлинное пушкинское перо, ни приезд современной Анны Керн по телеграфному вызову… Помню, как прекрасно писалось в Москве на Тверском бульваре — в подвале Литинститута, где мы, шестнадцать студентов-гениев, жили в общежитии. Еще не высохли чернила — уже спешишь прочитать сочиненное. И чужой удаче радуешься, как своей. Молодость щедра на общение и непритязательна к условиям. Но с возрастом понимаешь, что поэзия требует все-таки уединения. Творчество, как и любовь, избегает прилюдности. Тут не подходят ни митинговая площадь, ни цех кооператива. Не годятся ни групповой, ни семейный подряды. Поэт — как бы собеседник с самим собой, со своим двойником и мысленно — со всем миром.
Ведущий 1:  В старину писали не спеша
Деды на кинжалах и кинжалами
То, что с помощью карандаша
Тщусь я выразить словами вялыми.

Деды на взлохмаченных конях
В бой скакали, распрощавшись с милыми,
И писали кровью на камнях
То, что тщусь я написать чернилами.

Расул Гамзатов- лауреат множества премий и наград. Вот как он сам вспоминает о своих наградах: « награды всегда приятны, даже если они смешно сформулированы и глупо мотивированы. А звания лауреатов премий… Сталинскую премию, считаю, я получил незаслуженно и чисто случайно…
— То есть как?
— Да так. В 1949 году на премию были представлены мой отец, Гамзат Цадаса, и я. Конечно, я возражал, считая это не по-дагестански, да и вообще не очень серьезным. Фадеев, который был тогда председателем правления Союза писателей СССР и большим политиком, настоял на своем, считая, что Сталину это понравится: мол, отец и сын, старшее и молодое поколения едины. Потом Фадеев рассказал, что Сталин спросил, сколько лет отцу и сколько сыну. Ему ответили. Дадим премию отцу, решил Сталин, а сын еще успеет. На следующий год меня никто на премию не выдвигал, но вдруг эта премия сама свалилась на меня, как гром среди ясного неба. С Фадеевым я был тогда очень дружен, и он рассказал, что Сталин в конце заседания, когда решался этот вопрос, неожиданно поинтересовался: а что — сын того дагестанского поэта написал что-либо стоящее за прошедший год? Нет, ответили ему, не написал. Наверное, обиделся на Советскую власть, заметил Сталин, дадим, ему премию, чтобы не обижался. Так я и стал лауреатом.»
Ведущий 2: Как все дагестанцы чтил мать:
Изрек пророк:
   - Нет бога, кроме бога!-
Я говорю:
     - Нет мамы, кроме мамы!..-
Никто меня не встретит у порога,
Где сходятся тропинки, словно шрамы.
Я в руки взял Коран, тисненный строго,
Пред ним склонялись грозные имамы.
Он говорит:
    - Нет бога, кроме бога!-
Я говорю:
    - Нет мамы, кроме мамы!

Ведущий 1:  Много стихов и сонетов Расул Гамзатов написал о любви.
Он говорил: «А вообще-то мое естественное состояние — это любовь. Я — поэт. А поэзия — это любовь. Любовь к женщине, матери — прекрасна и вечна. И нет ничего возвышеннее любви. Пусть она расцветает в сердце каждого.
И где б я ни был, что б со мной ни сталось,
Пусть лишь любовь живет в моих стихах.
Не так уж много впереди осталось,
Чтобы писать о всяких пустяках.
Ведущий 2:   Любовь… Разлука… А какие рождаются лирические строки:
Я никуда не ухожу,
не собираюсь в страны дальние,
один по комнате брожу,
а губы шепчут: «До свидания».
Часы остановили ход
в тоскливом полумраке вечера,
решив, что жизнь и так идет
и зря считать секунды нечего.

Один я… в доме никого…
А твой портрет как будто светится,
и я спросил бы у него
о чем-нибудь… Но что изменится?
Ведущий 1:  Многие его стихи и высказывания стали цитатами:
В окно смотрели двое:
Один увидел дождь и грязь,
Другой листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое…

Ведущий 2:  В горах мужчины ссорились, бывало,
Но женщина спешила к ним — и вдруг
Платок мужчинам под ноги бросала —
И падало оружие из рук!!!
О, женщины! Пока в смертельной злости
Не подняли мечей материки,
Мужчинам под ноги скорее бросьте
Свои, в слезах намокшие, платки…

Ведущий 1: Из всех дорог я три дороги знаю,
С которых не сойдешь ни ты, ни я.
Поэзия – одна, и смерть – другая.
А третья? Та у каждого – своя.
Ведущий 2:  Одна из любимых его работ- «Конституция Дагестана».
— Первая статья — «Мужчина». Кинжал должен быть острым, а мужчина — мужественным. Вторая статья — «Женщина» — взгляды горцев на женщину. Мужчина имеет право драться только в двух случаях — за родную землю и за прекрасных женщин. В остальных случаях дерутся только петухи … Третья статья — «Старики». Тот, кто не уважает стариков, сам не достигнет старости. Четвертая — «Молодые». Пятая — «Друг». У кого нет друзей, тот еще не родился, хотя бы и прожил сто лет. Шестая — «Сосед». Деревенский дурак тот, кто ругает родную деревню; дурак в масштабе страны тот, кто ругает соседнюю страну. Седьмая статья — «Гость». Это будут короткие рассказы о воззрениях горцев. Если соблюдаешь все семь законов, значит, ты дагестанец.
Ведущий 1: Мои стихи не я вынашивал,
Бывало всякое, не скрою:
Порою трус пером их сглаживал,
Герой чеканил их порою.

Влюбленный их писал возвышенно
И лжец кропал, наполнив ложью,
А я мечтал о строках, писанных,
Как говорят, рукою божьей.
Ведущий 2:  Его «Журавли» стали одной из самых Великих песен ХХ века. Эта песня преклоняется перед памятью всех погибших и предостерегает человечество от новых войн. А тема неоплатного долга в его журавлях звучит и в новых его стихотворениях:

Когда уйду от вас дорогой дальней
В тот край, откуда возвращенья нет,
То журавли, летящие печально,
Напоминать вам будут обо мне.
Ведущий 1:  Каждое литературное произведение имеет свою историю. Стихотворение Расула Гамзатова «Журавли», ставшее впоследствии песней – реквиемом по всем погибшим в войнах, в этом плане тоже не исключение. Находясь в Японии, Расул Гамзатов увидел известный памятник белым журавлям в Хиросиме. Ему рассказали и историю о девочке, ставшей жертвой последствий ядерной бомбардировки и так и не успевшей вырезать из бумаги тысячу журавликов. Поэт был потрясен этой смертью. Здесь же, в Японии, он получил телеграмму, в которой сообщалось о кончине его матери. Гамзатов вылетел в Москву и в самолете, думая о матери, вспомнил и умершего отца, и погибших на войне братьев. И та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти. Вот так и родилось стихотворение, которое начиналось этими строчками:
Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей...
Стихотворение увидел в журнале «Новый мир» Марк Бернес. Переработав его при посредстве автора и переводчика Наума Гребнева, Бернес прочитал его Яну Френкелю и попросил его написать музыку… Так появилась песня. Она зажила своей полнокровной жизнью и обрела мировую популярность. Ян Френкель и Расул Гамзатов стали близкими друзьями на всю жизнь, и много раз после этого Френкель ездил в Дагестан, бывал в Махачкале и в горных аулах, и всякий раз его встречали там как доброго и желанного гостя.
( прослушать песню)

         Ведущий 2:  поэма «Остров женщин''.И еще одна история:
— Когда я был в Мексике, я узнал, что там есть такой Остров женщин. Я думал, что надо его посетить, эту страну любви, чтобы вспомнить там всех любимых женщин. А что оказалось? Однажды мужчины с этого острова ушли в море и погибли все до одного. Остались одни женщины. Я вспомнил печальных болгарских партизанских вдов, вспомнил шахты, в которых погибли сыновья многих польских матерей, вспомнил леса и поля Белоруссии, где матери до сих пор ищут могилы своих детей. И тогда мне захотелось сказать своей поэмой — мы не должны допустить, чтобы наша планета стала Островом женщин!
ПЕСНЯ      (прослушать)

Исчезли солнечные дни,
И птицы улетели,
И вот одни проводим мы
Неделю за неделей.

Вдвоем с тобой, вдвоем с тобой
Остались ты да я...
Любимая, любимая,
Бесценная моя!

На косы вновь твои смотрю,
Не налюбуюсь за день...
Птиц улетевших белый пух
Пристал к отдельным прядям...

Пусть у меня на волосах
Лежит, не тая, снег...
Но ты, моя бесценная,
Как прежде, лучше всех.

Все краски вешние неся,
Вернутся снова птицы.
Но цвет волос, но цвет волос
С весной не возвратится.

И солнцу улыбнемся мы,
Печали не тая ..
Любимая, любимая,
Бесценная моя.
Ведущий 1: В одном из своих последних произведений поэт писал:

"Уходит, уходит, кончается
Израненный войнами век.
Но лодочка жизни качается
Еще в ледяной синеве."
Ведущий 2: Он близок, мой хадж, к завершенью,
И, движимый силой любви,
Прошу у Аллаха прощенья
За все прегрешенья свои…

Поэзия Расула Гамзатова, ушедшего из жизни в 2003 году, составляет великолепную культурную эпоху. Мощная творческая энергия поэта, заложенная в его стихах, светлая лиричность и глубокая мудрость его поэзии пленяют и очаровывают каждого, кто к ней прикасается.

Составила заведующая отделом обслуживания ЦГБ имени М.Небогатова М.А.Баршакова












Комментариев нет:

Отправить комментарий