"В горах моё сердце"
Литературно-музыкальная композиция
Ведущий 1:
Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Не все пересыхают ручейки,
Не все напевы время уничтожит,
И ручейки умножат мощь реки,
И нашу славу песня приумножит.
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Не все пересыхают ручейки,
Не все напевы время уничтожит,
И ручейки умножат мощь реки,
И нашу славу песня приумножит.
Ведущий2 :Поэт.
Философ. Сын Гамзата Цадаса. Отец Патимат, Заремы и Салихат. Дед четырех
внучек. Балагур-рассказчик. Дипломат. Хитрован. Сама наивность. Удачливый,
везучий. Обласканный Сталиным. Гаргантюа и Пантагрюэль одновременно. СанчоПанса
и Дон-Кихот. Собеседник Шолохова. Друг Твардовского, Фадеева, Симонова. Живой
классик. Легенда. Непоседа, объездивший полмира. Проведший часы общения с
Фиделем Кастро и Индирой Ганди. Вечный слуга двух самых преданных ему женщин на
свете: поэзии и жены Патимат. Коммунист. Автор ста книг.
Народный поэт Дагестана. Лауреат Государственных премий. Лауреат Ленинской премии. Секретарь правления Союза писателей СССР и РСФСР. Депутат Верховного Совета СССР. Член Президиума Верховного Совета СССР. Герой Социалистического Труда...
Народный поэт Дагестана. Лауреат Государственных премий. Лауреат Ленинской премии. Секретарь правления Союза писателей СССР и РСФСР. Депутат Верховного Совета СССР. Член Президиума Верховного Совета СССР. Герой Социалистического Труда...
Ведущий 1: Расул Гамзатович Гамзатов родился 8 сентября
1923 года в селении ЦадаХунзахского района Дагестанской АССР, в семье народного
поэта Дагестана, лауреата Госпремии СССР, Гамзата Цадасы. Учился в Аранинской
средней школе
Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет.
Первые стихи- сплошное подражание отцовским стихам. Знакомые спрашивали:
«Что случилось с твоим бедным отцом? Раньше он писал так хорошо, а теперь пишет
так плохо»
Лет в 13- 14 его стихи начали
печатать в республиканской аварской газете «Большевик гор»
Ведущий 2: Он вырос в Дагестане, в семье,
в которой Ленина изучали по Сталину. Самого Ленина мало изучали. Больше Сталина
цитировали. И первое стихотворение он написал о Сталине; совсем мальчишкой напечатал
ту оду. Редактор газеты восклицал в передовой статье, что в горах не будет
человека, который это стихотворение не выучит наизусть.
Ведущий 1:Первый сборник стихов Расула Гамзатова «Горячая любовь и
жгучая ненависть» вышел на аварском языке в 1943 году. В стихах военных лет
Гамзатов воспевал героизм советских людей. В боях Великой Отечественной войны
погибли двое его старших братьев…
Ведущий 2:Однажды Расул Гамзатов прочел несколько своих
стихотворений, уже переведенных на русский язык, известному лакскому поэту
ЭффендиКапиеву, и тот посоветовал ему поехать учиться в Москву.
Через 2 года
после этого разговора, держа под мышкой несколько собственных книг, поэму «Дети
Краснодона», переведенную на русский язык Ильей Сельвинским, он отправился в
столицу – поступать в Литературный институт имени А.М. Горького. Директор
института, прочитав его стихи, хотя и видел, что Гамзатов плохо владеет русским
языком, а написанный им диктант был таким пестрым от карандашных поправок, что
казалось, будто на нем дрались воробьи, все же написал его фамилию среди
принятых.
Ведущий 1:«Стихи не пишутся, стихи случаются»
— эту поэтическую формулу Андрея Вознесенского любит цитировать Гамзатов. Он
исповедует ахматовское:
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
Ведущий 2: Ему было всего двадцать лет, когда он стал
членом Союза писателей СССР. С тех пор на аварском и русском языках, на многих
языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки поэтических, прозаических
и публицистических книг, такие как «В горах мое сердце», «Высокие звезды»,
«Берегите друзей», «Журавли», «У очага» и многие другие.
Ведущий 1: Иногда говорят, что поэтом его сделали
переводчики.Стихи и поэмы Расула Гамзатова переводили на русский язык такие
мастера пера, как Владимир Солоухин, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский
и другие. Сам Расул Гамзатов перевел на аварский язык стихи и поэмы Пушкина,
Лермонтова, Некрасова, Шевченко, Блока, Маяковского, Есенина, и многих других.
Ведущий 2: Он всегда
писал естественно и человечно, горячо и страстно, самобытно и вдохновенно,
жизнеутверждающе и многолико, дерзко и обличительно, смело и гневно. Поэт Роберт Рождественский так сказал о Расуле Гамзатове: «Поэт он
огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы. Сердце
его мудрое, щедрое, живое. Я видел его во многих выступлениях, где он оставался
гражданином, мудрецом, шутником. С врагами он сражался без жалости, бил их
мудростью. Поэт он не только дагестанский, но и русский поэт. Его всегда
называют в числе любимых поэтов». Поэтому миллионы людей ощущают себя гражданами
удивительного и неповторимого мира поэзии и прозы Расула Гамзатова.
Ведущий 1: Я разным
был, как время было разным –
Как угол, острым, гладким, как овал…
И все же никогда холодный разум
Огня души моей не затмевал.
Ты прости меня, время безумное,
Что и мне не хватало ума…
За меня чьи-то головы думали,
Мои строчки прессуя в тома.
И шайтанская сила незримая
По бумаге водила порой
Мою руку неисповедимую,
Искривляя прямое перо.
Как угол, острым, гладким, как овал…
И все же никогда холодный разум
Огня души моей не затмевал.
Ты прости меня, время безумное,
Что и мне не хватало ума…
За меня чьи-то головы думали,
Мои строчки прессуя в тома.
И шайтанская сила незримая
По бумаге водила порой
Мою руку неисповедимую,
Искривляя прямое перо.
Он не вымарывал из своего творчества страниц, даже если эти страницы были
черновыми.
Ведущий 2: Если пишется, то пишется везде: в вагонном купе и даже на плече покупателя, стоящего перед тобой в очереди магазина. А не пишется, то не помогут ни Михайловское, ни подлинное пушкинское перо, ни приезд современной Анны Керн по телеграфному вызову… Помню, как прекрасно писалось в Москве на Тверском бульваре — в подвале Литинститута, где мы, шестнадцать студентов-гениев, жили в общежитии. Еще не высохли чернила — уже спешишь прочитать сочиненное. И чужой удаче радуешься, как своей. Молодость щедра на общение и непритязательна к условиям. Но с возрастом понимаешь, что поэзия требует все-таки уединения. Творчество, как и любовь, избегает прилюдности. Тут не подходят ни митинговая площадь, ни цех кооператива. Не годятся ни групповой, ни семейный подряды. Поэт — как бы собеседник с самим собой, со своим двойником и мысленно — со всем миром.
Ведущий 2: Если пишется, то пишется везде: в вагонном купе и даже на плече покупателя, стоящего перед тобой в очереди магазина. А не пишется, то не помогут ни Михайловское, ни подлинное пушкинское перо, ни приезд современной Анны Керн по телеграфному вызову… Помню, как прекрасно писалось в Москве на Тверском бульваре — в подвале Литинститута, где мы, шестнадцать студентов-гениев, жили в общежитии. Еще не высохли чернила — уже спешишь прочитать сочиненное. И чужой удаче радуешься, как своей. Молодость щедра на общение и непритязательна к условиям. Но с возрастом понимаешь, что поэзия требует все-таки уединения. Творчество, как и любовь, избегает прилюдности. Тут не подходят ни митинговая площадь, ни цех кооператива. Не годятся ни групповой, ни семейный подряды. Поэт — как бы собеседник с самим собой, со своим двойником и мысленно — со всем миром.
Ведущий 1: В старину писали не спеша
Деды на кинжалах и кинжалами
То, что с помощью карандаша
Тщусь я выразить словами вялыми.
Деды на взлохмаченных конях
В бой скакали, распрощавшись с милыми,
И писали кровью на камнях
То, что тщусь я написать чернилами.
Расул Гамзатов- лауреат множества премий и наград. Вот как он сам
вспоминает о своих наградах: « награды всегда приятны, даже если они смешно
сформулированы и глупо мотивированы. А звания лауреатов премий… Сталинскую
премию, считаю, я получил незаслуженно и чисто случайно…
— То есть как?
— Да так. В 1949 году на премию были представлены мой отец, Гамзат Цадаса, и я. Конечно, я возражал, считая это не по-дагестански, да и вообще не очень серьезным. Фадеев, который был тогда председателем правления Союза писателей СССР и большим политиком, настоял на своем, считая, что Сталину это понравится: мол, отец и сын, старшее и молодое поколения едины. Потом Фадеев рассказал, что Сталин спросил, сколько лет отцу и сколько сыну. Ему ответили. Дадим премию отцу, решил Сталин, а сын еще успеет. На следующий год меня никто на премию не выдвигал, но вдруг эта премия сама свалилась на меня, как гром среди ясного неба. С Фадеевым я был тогда очень дружен, и он рассказал, что Сталин в конце заседания, когда решался этот вопрос, неожиданно поинтересовался: а что — сын того дагестанского поэта написал что-либо стоящее за прошедший год? Нет, ответили ему, не написал. Наверное, обиделся на Советскую власть, заметил Сталин, дадим, ему премию, чтобы не обижался. Так я и стал лауреатом.»
— То есть как?
— Да так. В 1949 году на премию были представлены мой отец, Гамзат Цадаса, и я. Конечно, я возражал, считая это не по-дагестански, да и вообще не очень серьезным. Фадеев, который был тогда председателем правления Союза писателей СССР и большим политиком, настоял на своем, считая, что Сталину это понравится: мол, отец и сын, старшее и молодое поколения едины. Потом Фадеев рассказал, что Сталин спросил, сколько лет отцу и сколько сыну. Ему ответили. Дадим премию отцу, решил Сталин, а сын еще успеет. На следующий год меня никто на премию не выдвигал, но вдруг эта премия сама свалилась на меня, как гром среди ясного неба. С Фадеевым я был тогда очень дружен, и он рассказал, что Сталин в конце заседания, когда решался этот вопрос, неожиданно поинтересовался: а что — сын того дагестанского поэта написал что-либо стоящее за прошедший год? Нет, ответили ему, не написал. Наверное, обиделся на Советскую власть, заметил Сталин, дадим, ему премию, чтобы не обижался. Так я и стал лауреатом.»
Ведущий 2: Как все
дагестанцы чтил мать:
Изрек пророк:
- Нет бога, кроме бога!-
Я говорю:
- Нет мамы, кроме мамы!..-
Никто меня не встретит у порога,
Где сходятся тропинки, словно шрамы.
Я в руки взял Коран, тисненный строго,
Пред ним склонялись грозные имамы.
Он говорит:
- Нет бога, кроме бога!-
Я говорю:
- Нет мамы, кроме мамы!
Ведущий 1: Много стихов и сонетов Расул Гамзатов написал
о любви.
Он говорил: «А вообще-то мое естественное состояние — это любовь. Я —
поэт. А поэзия — это любовь. Любовь к женщине, матери — прекрасна и вечна. И
нет ничего возвышеннее любви. Пусть она расцветает в сердце каждого.
И где б я ни был, что б со мной ни сталось,
Пусть лишь любовь живет в моих стихах.
Не так уж много впереди осталось,
Чтобы писать о всяких пустяках.
Пусть лишь любовь живет в моих стихах.
Не так уж много впереди осталось,
Чтобы писать о всяких пустяках.
Ведущий 2: Любовь… Разлука… А какие рождаются
лирические строки:
Я никуда не ухожу,
не собираюсь в страны дальние,
один по комнате брожу,
а губы шепчут: «До свидания».
не собираюсь в страны дальние,
один по комнате брожу,
а губы шепчут: «До свидания».
Часы остановили ход
в тоскливом полумраке вечера,
решив, что жизнь и так идет
и зря считать секунды нечего.
Один я… в доме никого…
А твой портрет как будто светится,
и я спросил бы у него
о чем-нибудь… Но что изменится?
в тоскливом полумраке вечера,
решив, что жизнь и так идет
и зря считать секунды нечего.
Один я… в доме никого…
А твой портрет как будто светится,
и я спросил бы у него
о чем-нибудь… Но что изменится?
Ведущий 1: Многие его стихи и высказывания стали
цитатами:
В окно смотрели двое:
Один увидел дождь и грязь,
Другой листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое…
Ведущий 2: В горах мужчины ссорились, бывало,
Но женщина спешила к ним — и вдруг
Платок мужчинам под ноги бросала —
И падало оружие из рук!!!
О, женщины! Пока в смертельной злости
Не подняли мечей материки,
Мужчинам под ноги скорее бросьте
Свои, в слезах намокшие, платки…
Ведущий
1: Из всех дорог я три дороги знаю,
С которых не сойдешь ни ты, ни я.
Поэзия – одна, и смерть – другая.
А третья? Та у каждого – своя.
С которых не сойдешь ни ты, ни я.
Поэзия – одна, и смерть – другая.
А третья? Та у каждого – своя.
Ведущий
2: Одна
из любимых его работ- «Конституция Дагестана».
— Первая статья — «Мужчина». Кинжал должен быть острым, а мужчина —
мужественным. Вторая статья — «Женщина» — взгляды горцев на женщину. Мужчина
имеет право драться только в двух случаях — за родную землю и за прекрасных
женщин. В остальных случаях дерутся только петухи … Третья статья — «Старики».
Тот, кто не уважает стариков, сам не достигнет старости. Четвертая — «Молодые».
Пятая — «Друг». У кого нет друзей, тот еще не родился, хотя бы и прожил сто
лет. Шестая — «Сосед». Деревенский дурак тот, кто ругает родную деревню; дурак
в масштабе страны тот, кто ругает соседнюю страну. Седьмая статья — «Гость».
Это будут короткие рассказы о воззрениях горцев. Если соблюдаешь все семь законов,
значит, ты дагестанец.
Ведущий 1: Мои стихи
не я вынашивал,
Бывало всякое, не скрою:
Порою трус пером их сглаживал,
Герой чеканил их порою.
Влюбленный их писал возвышенно
И лжец кропал, наполнив ложью,
А я мечтал о строках, писанных,
Как говорят, рукою божьей.
Ведущий 2: Его «Журавли» стали одной из самых Великих
песен ХХ века. Эта песня преклоняется перед памятью всех погибших и
предостерегает человечество от новых войн. А тема неоплатного долга в его
журавлях звучит и в новых его стихотворениях:
Когда уйду от вас дорогой дальней
В тот край, откуда возвращенья нет,
То журавли, летящие печально,
Напоминать вам будут обо мне.
Когда уйду от вас дорогой дальней
В тот край, откуда возвращенья нет,
То журавли, летящие печально,
Напоминать вам будут обо мне.
Ведущий 1: Каждое литературное произведение имеет свою
историю. Стихотворение Расула Гамзатова «Журавли», ставшее впоследствии песней
– реквиемом по всем погибшим в войнах, в этом плане тоже не исключение.
Находясь в Японии, Расул Гамзатов увидел известный памятник белым журавлям в
Хиросиме. Ему рассказали и историю о девочке, ставшей жертвой последствий
ядерной бомбардировки и так и не успевшей вырезать из бумаги тысячу журавликов.
Поэт был потрясен этой смертью. Здесь же, в Японии, он получил телеграмму, в
которой сообщалось о кончине его матери. Гамзатов вылетел в Москву и в
самолете, думая о матери, вспомнил и умершего отца, и погибших на войне
братьев. И та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти.
Вот так и родилось стихотворение, которое начиналось этими строчками:
Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей...
Стихотворение увидел в журнале «Новый мир» Марк Бернес. Переработав его
при посредстве автора и переводчика Наума Гребнева, Бернес прочитал его Яну Френкелю
и попросил его написать музыку… Так появилась песня. Она зажила своей
полнокровной жизнью и обрела мировую популярность. Ян Френкель и Расул Гамзатов стали близкими друзьями на всю жизнь, и
много раз после этого Френкель ездил в Дагестан, бывал в Махачкале и в горных
аулах, и всякий раз его встречали там как доброго и желанного гостя.
( прослушать песню)
Ведущий 2: поэма «Остров женщин''.И еще одна история:
— Когда я был в Мексике, я узнал, что там есть такой Остров женщин. Я думал, что надо его посетить, эту страну любви, чтобы вспомнить там всех любимых женщин. А что оказалось? Однажды мужчины с этого острова ушли в море и погибли все до одного. Остались одни женщины. Я вспомнил печальных болгарских партизанских вдов, вспомнил шахты, в которых погибли сыновья многих польских матерей, вспомнил леса и поля Белоруссии, где матери до сих пор ищут могилы своих детей. И тогда мне захотелось сказать своей поэмой — мы не должны допустить, чтобы наша планета стала Островом женщин!
— Когда я был в Мексике, я узнал, что там есть такой Остров женщин. Я думал, что надо его посетить, эту страну любви, чтобы вспомнить там всех любимых женщин. А что оказалось? Однажды мужчины с этого острова ушли в море и погибли все до одного. Остались одни женщины. Я вспомнил печальных болгарских партизанских вдов, вспомнил шахты, в которых погибли сыновья многих польских матерей, вспомнил леса и поля Белоруссии, где матери до сих пор ищут могилы своих детей. И тогда мне захотелось сказать своей поэмой — мы не должны допустить, чтобы наша планета стала Островом женщин!
ПЕСНЯ (прослушать)
Исчезли солнечные дни,
И птицы улетели,
И вот одни проводим мы
Неделю за неделей.
Вдвоем с тобой, вдвоем с тобой
Остались ты да я...
Любимая, любимая,
Бесценная моя!
На косы вновь твои смотрю,
Не налюбуюсь за день...
Птиц улетевших белый пух
Пристал к отдельным прядям...
Пусть у меня на волосах
Лежит, не тая, снег...
Но ты, моя бесценная,
Как прежде, лучше всех.
Все краски вешние неся,
Вернутся снова птицы.
Но цвет волос, но цвет волос
С весной не возвратится.
И солнцу улыбнемся мы,
Печали не тая ..
Любимая, любимая,
Бесценная моя.
Исчезли солнечные дни,
И птицы улетели,
И вот одни проводим мы
Неделю за неделей.
Вдвоем с тобой, вдвоем с тобой
Остались ты да я...
Любимая, любимая,
Бесценная моя!
На косы вновь твои смотрю,
Не налюбуюсь за день...
Птиц улетевших белый пух
Пристал к отдельным прядям...
Пусть у меня на волосах
Лежит, не тая, снег...
Но ты, моя бесценная,
Как прежде, лучше всех.
Все краски вешние неся,
Вернутся снова птицы.
Но цвет волос, но цвет волос
С весной не возвратится.
И солнцу улыбнемся мы,
Печали не тая ..
Любимая, любимая,
Бесценная моя.
Ведущий 1: В одном
из своих последних произведений поэт писал:
"Уходит, уходит, кончается
Израненный войнами век.
Но лодочка жизни качается
Еще в ледяной синеве."
"Уходит, уходит, кончается
Израненный войнами век.
Но лодочка жизни качается
Еще в ледяной синеве."
Ведущий 2: Он
близок, мой хадж, к завершенью,
И, движимый силой любви,
Прошу у Аллаха прощенья
За все прегрешенья свои…
Поэзия Расула Гамзатова, ушедшего
из жизни в 2003 году, составляет великолепную культурную эпоху. Мощная
творческая энергия поэта, заложенная в его стихах, светлая лиричность и
глубокая мудрость его поэзии пленяют и очаровывают каждого, кто к ней
прикасается.
Составила заведующая отделом
обслуживания ЦГБ имени М.Небогатова М.А.Баршакова
Комментариев нет:
Отправить комментарий